(Крайский Петр Николаевич; 1702 (?), Малороссия - 7.07.1768, Белгород), еп. Белгородский и Обоянский. Родственник митр. Смоленского и Дорогобужского Сильвестра (Крайского). С 1708 г. П. Н. Крайский учился в московской Славяно-латинской академии. Еще будучи студентом, в 1725 г., временно служил учителем фары (аналогии). 30 июня 1730 г. окончил академию, и 10 сент., уже по собственной просьбе, назначен учителем синтаксимы. Отказался от места преподавателя в Псковской архиерейской школе, предложенного еп. Псковским, Изборским и Нарвским Рафаилом (Заборовским), ввиду скудости обещанного «трактамента» (Харалампович. 1914. С. 685). В 1732 г. в Заиконоспасском московском в честь Нерукотворного образа Спасителя мужском монастыре архим. Софроний (Мегалевич) постриг П. Н. Крайского в монашество с именем Порфирий, затем еп. Иркутский и Нерчинский Иннокентий (Нерунович), остановившийся в Москве, рукоположил П. во диакона с назначением преподавателем в средний риторический класс академии. Среди учеников П. с июля 1733 г. был М. В. Ломоносов, зарекомендовавший себя самым способным воспитанником. В 1733-1734 гг. П. составил руководство по риторике (изложение 3 книг по собственноручной записи Ломоносова см.: Воскресенский. 1891. С. 37-53), основанное на филологических трудах архиеп. Феофана (Прокоповича). Курс риторики П. так увлек Ломоносова, что в окт. 1734 г. он переписал его для себя (см.: РГБ. Ф. 183. Муз. (Зап.-европ.). № 279).
В 1735 г. еп. Иннокентием (Неруновичем) П. был рукоположен в сан иерея, 3 сент. того же года назначен 2-м проповедником, а 6 июля (11 авг.?) 1736 г.- «единым» проповедником академии. Известно Слово П., произнесенное в Москве 16 апр. 1742 г., за 9 дней до коронации имп. Елизаветы Петровны. П. говорил о тяготах «духовного исправления», когда, изнемогая от трудного пути через «пустыни и дубравы» страстей, человек «омывает себя» потоками слез, и благодать возвращает ему силы. Завершал проповедь П. политическим сравнением с ситуацией в России - точно так же страдали и россияне, «омывая себя» потоками слез. Но «возвесели нас всещедрый Господь услыша воздыхания окованных, отре горестныя от очесь наших слез, оправдав владети нами» имп. Елизавету Петровну (Слово. 1742. С. 21).
П. был назначен учителем философии определением Синода от 6(12) июля (?) 1737 г. Также на П. возлагались различные обязанности и ему давали поручения: 19 сент. 1738 г.- «обучать и свидетельствовать ставленников во священные чины», в 1742 г.- «составлять» эмблемы, символы и надписи для Красных триумфальных ворот в Москве, цензурировать рукописи службы в честь явления Рудненской иконы Божией Матери (ОДДС. Т. 18. Стб. 652; Т. 19. Стб. 471) и проч.
С 1741 г. П. являлся префектом, а с 1742 г.- ректором академии, преподавателем богословия, настоятелем Заиконоспасского мон-ря в сане архимандрита. Летом 1743 г. П. был предоставлен отпуск в С.-Петербург «для вручения» имп. Елизавете Петровне некой «из богословии конклюзии» (Там же. Т. 23. Стб. 378). В том же году Синод поручил ему разработать чин присоединения иноверцев к правосл. Церкви, к-рый «по исправлении» был рекомендован к печати как «чинопоследование соединяемых из иноверных к православной Церкви» (Лебедев. 1902. С. 143). Зимой 1744/45 г. П. было доверено «предварительное научение истинам православной веры» прибывшего в С.-Петербург «калмыцкого попа» Замсо (Джамцо) Болучина. В крещении его нарекли Павлом, восприемником стал действительный тайный советник гр. А. А. Бестужев-Рюмин († 1768) (ОДДС. Т. 23. Стб. 55). По поручению Синода в 1744 г. П. сравнивал с греч. текстом и исправлял «Номоканон», напечатанный в 1620 и 1624 гг. в Киево-Печерской лавре с предисловием Памвы (Берынды). В 1745 г. П. был назначен членом Следственной комиссии тайных розыскных дел при Московской синодальной конторе.
В марте 1747 г. имп. Елизавета Петровна повелела перевести академию из ветхого корпуса (1685) Заиконоспасской обители, поврежденного во время пожара 1737 г., в Донской иконы Божией Матери московский монастырь. Его настоятелем 13 мая 1747 г. был назначен П. Однако средства (52 125 р.) для сооружения учебного корпуса не были найдены, и Синод «счел за благо» отремонтировать старое здание Заиконоспасского мон-ря (Смирнов. 1855. С. 92-93, 98).
21 июля 1744 г. Синод предложил П. в качестве одного из 2 кандидатов на новоучрежденную Костромскую кафедру. Но в итоге был утвержден др. кандидат - член Синода и придворный проповедник архим. Симон (Тодорский). В нояб. того же года Синод выдвинул кандидатуру П., практически единственную, на Московскую кафедру, однако имп. Елизавета Петровна в марте 1748 г. назначила Московским архиереем архиеп. Платона (Малиновского) (Харалампович. 1914. С. 518, 525, 537).
30 мая 1748 г. в Петропавловском соборе С.-Петербурга П. был хиротонисан во епископа Суздальского и Юрьевского и 29 июня того же года прибыл в Суздаль. К кон. 1748 г. в состав обширной Суздальской епархии (718 церквей и 39 мон-рей) вошли еще и обители и приходы городов Темников, Керенск, Нижний и Верхний Ломов. На запрос Синода П. сообщал, что на территории епархии «костелов, кирок и публичных мольбищь нигде не имеется» (ОДДС. Т. 28. Стб. 268).
В Суздальской епархии П. прежде всего инициировал приписку к бедному архиерейскому дому вотчины с. Рождественское-Кохма, а также восстановление кафедрального Богородице-Рождественского собора, пострадавшего от пожара 1719 г. Архиерей направил в Синод прошение (13 июня 1748) об использовании при ремонте собора денег и ценностей (панагий, крестов и проч.), принадлежавших почившему еп. Суздальскому Симону (Тихомирову; † 1747) и вывезенных в Московскую синодальную контору (Там же. Стб. 281-284). Но Синод решил, что ежегодного дохода (1500 р.) архиерейского дома достаточно для ремонтных работ (требовалось 2760 р.). В итоге архиерейский дом не получил имущество еп. Симона, а собор был отремонтирован на средства епархии и личные деньги П.: вместо деревянной сооружена железная крыша, большая глава покрыта красным листовым золотом; исправлена стенная живопись; приделы святителей Феодора и Иоанна Суздальских украшены вызолоченными иконостасами. В 1751 г. П. освятил в соборе теплый придел Благовещения Пресв. Богородицы (Иоасаф (Гапонов). 1857. С. 49-50, 100).
Ранее, при еп. Симоне (Тихомирове), в Суздале появилось «усумнение» относительно мощей местночтимых святителей Иоанна и Феодора, пребывавших в раках в Богородице-Рождественском соборе. П. собрал подробные сведения об этих святителях и 18 нояб. 1751 г. отправил их в Синод вместе с прошением об освидетельствовании мощей для общецерковного почитания. Рассмотрев дело, 4 авг. 1755 г. Синод указал, что мощи «народом были почитаемы и почитаются за святых», поэтому «вновь их освидетельствовать несть потребы», и предписал праздновать память святителей, как и прежде, «не имея никакого о них сумнительства»: свт. Иоанна - 15 окт., а свт. Феодора - 8 июня (ПСПиР. 1912. Т. 4. С. 160; ОДДС. Т. 31. Стб. 357-359). В 1756 г. в соборе была перестроена и вновь освящена придельная ц. во имя святителей с новым иконостасом. Суздальскому духовенству П. запомнился деятельным владыкой, к-рый более других заботился об украшении архиерейского дома и храмов. Соборный ключарь и историк свящ. Анания Фёдоров называл его продолжателем дела свт. Илариона, митр. Суздальского (Фёдоров. 1855. С. 38, 45, 113, 119, 146-147, 153). Свой 1-й историографический опыт («Краткое собрание из различных летописцев о преосвященных епископех, архиепископех и митрополитех Суждальских...») свящ. А. Фёдоров посвятил «великому господину преосвященнейшему Порфирию». На л. 2 рукописи этого сочинения, хранящегося в собрании Харьковского национального ун-та, помещена запись П. на лат. языке о передаче им рукописи в Харьковский коллегиум 27 дек. 1764 г. (Сиренов А. В. Суздальские ист. сочинения XVII-XVIII вв. // ДРВМ. 2018. № 3(73). С. 42-52).
Еще в апр. 1749 г., вскоре после назначения на Суздальскую кафедру, П. намеревался восстановить Суздальскую ДС, испрашивал у Синода перевод на пост ректора «учительного человека» иером. Илариона (Завалевича; † 1764). Однако лишь в 1755 г. владыке удалось возобновить семинарию в своем архиерейском доме и произвести «новый набор учеников». Первым и единственным их наставником при П. стал иером. Димитрий (Грозинский) - литератор, впосл. архимандрит новгород-северского в честь Преображения Господня мужского монастыря. Семинария содержалась за счет хлебных и денежных сборов со священно- и церковнослужителей, которые П. взимал с «настойчивостью» (Малицкий. 1905. С. 8, 10, 27-28). В 1755 г. П. написал «Разговор о богоспасаемом граде Суждале» (РНБ. Q. XVII. 234. Л. 65-91) - историческое описание Суздаля с перечислением городских церквей, монастырей и т. д.
В 1753 г., когда в Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской пустыни (входила в состав Суздальской епархии) после назначения строителя (1751-1758) иером. Исаакия «вспыхнули с новой силой... внутренние распри», П. прибыл в обитель для наведения порядка и потребовал от братии «непременного и точного» соблюдения устава основателя иеросхим. Иоанна (Попова) (см. подробнее: Подурец. 2006).
С 1751 г. известны доношения П. в Синод об «умножении... в домах христианских» Суздаля «волшебства, чарования, колдунства... отчего многие из народа пропадают телом, душами, предавая их сатане». Так, епископ писал, что в течение 6 лет «употреблял к уврачеванию... различные способы... но ничто же пользовало». В заключение доношения 1754 г. он просил «освободить от таковой неисправной и жестоковыйной паствы овец, да чист возмогу быть на Страшном Суде от крови их и пагубы» и перевести в один из московских ставропигиальных монастырей (ОДДС. Т. 31. Стб. 14; Т. 34. Стб. 482-483).
9 окт. 1755 г. П. был назначен епископом Коломенским и Каширским, членом Синода, в июне 1760 г. вызывался в С.-Петербург для присутствия в Синоде и совершения богослужений. По грамоте П. от 7 мая 1762 г., на средства купечества «из питейных сборов приборными деньгами» началось строительство нового, каменного Успенского собора (1766) в Туле. По инициативе П. при загородном архиерейском доме в Подлипках построена деревянная ц. Покрова Пресв. Богородицы (Мазуров А. Б., Кулемзин С. В. «Летописец архиереев города Коломны» как исторический источник // «Чтобы не перестала память родителей наших и наша, и свеча бы не угасла...»: К 70-летию Н. М. Рогожина. М., 2019. С. 105).
29 окт. 1763 г. П. был перемещен на Белгородскую и Обоянскую кафедру. На средства, собранные предшественником, еп. Иоасафом (Миткевичем), и самим П., был восстановлен 5-главый Успенско-Николаевский собор (1692-1703), пострадавший от пожара в сент. 1759 г. При П. было завершено строительство 2-этажного Смоленского собора (1727-1763), сооружена Никольская ц. с многоярусной колокольней (1768) при Иоасафовской богадельне белгородского Николаевского мон-ря. По его инициативе в июле 1765 г. из упраздненной Коренской Николаевской муж. пуст. Белгородского у. в белгородский кафедральный Свято-Троицкий собор была перенесена чтимая икона свт. Николая Чудотворца «Ратного», чем положено начало крестным ходам с этим образом (см.: Краткое ист. сказание о чудотворной иконе святителя Христова Николая, именуемого Ратным... СПб., 1842). В 1767 г., к 100-летию учреждения Белгородской епархии, по распоряжению П. обветшавшие митрополичьи покои были перестроены в 2-этажный корпус с трапезной и хозяйственным двором, отлит 123-пудовый колокол для Свято-Троицкого собора. По указу П. от 22 мая 1766 г. было установлено празднование Ахтырской иконе Божией Матери (2 июля) и Казанской Каплуновской иконе Божией Матери (11 сент.).
Вступив в управление Белгородской епархией, П. направил неск. наиболее авторитетных архимандритов во все церкви отдаленных поселений для тщательной ревизии. Результаты ее были неутешительными: во мн. храмах «на антиминсах нечистота и между тою нечистотою крупицы Божественного Тела оказались», «прочие святые дары заплеснелые и согнилые», на иконах лики святых представлены в «раскольничьем изображении», в церквах имелось много образов, принесенных прихожанами из своих домов. Довольно низким, по оценкам проверяющих, был образовательный и нравственный уровень церковнослужителей. Чтобы повлиять на сложившуюся ситуацию, П. вызывал малограмотных клириков в Белгород на переподготовку. Полученные после ревизии сведения П. проанализировал и в июне 1767 г. отправил в Синод с конкретными предложениями в Комиссию по составлению нового Уложения (опубл. в: СбРИО. Т. 43. С. 430-433). В этом докладе, состоявшем из 9 пунктов, П. указывал на то, что некоторые помещики избивали священников плетьми, изгоняли из приходов, требовали от пастырей служить литургию в удобное для них «позднее» время, насильно захватывали церковные земли. Из-за нерадения светских властей храмы во мн. приходах строились по 10 и более лет, а верующие, лишенные богослужений и таинств, присоединялись к раскольникам. Военные командиры обременяли духовенство, занимая церковные помещения под временное жилье, без ведома духовных властей арестовывали священников. Из-за плохих материальных условий приходские служители были вынуждены, оставив свои пастырские обязанности, пахать, заготавливать сено и т. д. Однако «вопросы, возбуждавшиеся этой запиской», не повлекли «каких-либо законодательных мер» (Лебедев. 1902. С. 144-146). Не дождавшись ответа из Синода, П. «лично старался вспомоществовать своему духовенству» (Афанасьев. 1909. С. 83). Так, вдовам священнослужителей он предоставил исключительное право продажи свечей при тех храмах, где служили их мужья (см. подробнее: Курские ЕВ. 1898. Ч. неофиц. № 43. С. 629-630).
В 1765 г. по указу имп. Екатерины II Алексеевны, по инициативе сенаторов Я. П. Шаховского, А. В. Олсуфьева и П. И. Панина в Харьковском коллегиуме началось создание «прибавочных» классов для «учеников из дворянских детей», в к-рых предполагалось более углубленное изучение франц. и нем. языков, математики, геометрии и «особливо инженерства, артиллерии и геодезии». На содержание дополнительных классов правительство выделило 3 тыс. р. Однако П. выступил против таких новаций («инородного придатка»), поскольку считал, что денежные средства надлежит расходовать в первую очередь на «давно заведенные в коллегиуме славяно-греко-латинские науки, от которых и плод совершенный в Святой Церкви чувствительно ощущается». Но Сенат и Синод приказали слободско-укр. губернатору Е. А. Щербинину проводить в жизнь нововведения «независимо от архиерея». Известно о конфликтах П. с проф. Харьковского коллегиума философом Г. С. Сковородой, который в новых классах должен был вести курс по «христианскому добронравию». Подготовленный им проект лекций не понравился архиерею. Новые классы открыли уже при преемнике П.- еп. Самуиле (Миславском) (см. подробнее: Лебедев. 1902. С. 146-149). Также П. неоднократно писал в Синод о необходимости ремонта и перестройки зданий коллегиума. По его благословению одним из главных источников содержания учебного заведения стали доходы от служения молебнов перед чудотворной Казанской иконой Божией Матери в Богородице-Рождественском храме в с. Каплуновке (ныне Краснокутского р-на Харьковской обл., Украина) и от продажи в этой церкви ладана, масла и свечей.
28 марта 1768 г. П. составил подробнейшее завещание, которое в XIX в. хранилось в архиве курского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря. Скончался в архиерейской слободе Грайворон Хотмыжского у., погребен в усыпальнице под сев. приделом Свято-Троицкого собора г. Белгорода (Русский провинциальный некрополь. М., 1996. С. 349. (Река времен; 4)). В 1911 г., во время установки раки свт. Иоасафа (Горленко), под полом храма обнаружили захоронение П. среди других могил Белгородских архиереев. После осмотра гроб засыпали песком, т. к. останки епископа «очень сильно истлели» (Кобец. 2006. С. 176). В кон. 20-х гг. XX в. собор был снесен, могила П. утрачена.
Среди «келейного, пристяжанного многолетними трудами, имения», оставшегося от П.,- 10 «запомерованных мешечков» с золотыми и серебряными монетами, трое золотых карманных часов, посуда и украшения из золота, «великое множество» шуб и кафтанов, в кладовой комнате и каменном погребе «под церковью» - обилие «питий и ядей разных» (бочек и штофов с водкой, «сивухой» и настойками, ледники с провизией). «Нужно думать, что гостеприимство в доме его преосвященства не забывалось!» (Лебедев. 1902. С. 152-155). Значительный капитал П. «с присовокуплением к нему вырученного от продажи вещей» составил более 9 тыс. р. По распоряжению Синода 1399 р. было передано на сооружение в Белгороде мужской и женской каменных богаделен, а остальные деньги (ок. 8 тыс. р.) положены в Московский дворянский банк, с тем чтобы на проценты с этой суммы содержать принимаемых в богадельни лиц духовного и светского сословия (Там же. С. 158). Впосл. в память П. богадельни стали именоваться Крайскими (Залога И. В., свящ. Белгородская Иоасафо-Порфирьевская богадельня для лиц духовного звания // Тр. Белгородской ДС. 2018. Вып. 7. С. 63-69).